Рекомендуем


Реклама

Истории о Раисе Дерикот


Воспоминания о поэтессе

Когда не стало Раисы Дерикот, ей не исполнилось и семидесяти лет. Известная в нашем крае поэтесса из Россоши, собирательница русского и украинского фольклора и национального костюма, создатель и руководитель детского поэтического клуба «Малая Медведица». И еще – добрейшей души человек. Такой она и запомнилась.

Раиса Ефремовна Дерикот (1937 г. р.) как поэт вырастала медленно, у читателя на глазах. Все ее становление можно проследить по регулярным публикациям в районных и областных газетах. От стихов для детей, безусловно талантливых, схваченных из жизни, из общения с детьми – к любовной, "пейзажной" лирике, к гражданским стихам и песне. Конечно, эта схема условна в какой-то мере, то тенденция просматривается. Лирика крепла, углублялась, приобрела изящное совершенство. После выхода на пенсию всю свою неуемную энергию Раиса Дерикот направила на встречи с читателями в учебных заведениях, на предприятиях, в библиотеках, на общение с творческими людьми, собратьями по перу. Круг ее знакомств необозрим. И для каждого она по-своему интересна. Быть может, потому, что она сама мать-героиня, воспитавшая пятерых детей, она мать и для всех общающихся с нею ребятишек, которых она знакомит со своей поэзией, учит писать стихи в клубе "Малая Медведица". Досконально изучив историю русского национального костюма и добыв с немалыми трудами подлинные образцы таких костюмов, она пропагандирует национальное, делится добытыми сведениями, постигнутой красотой со всеми – от сельчан до жителей Воронежа. И везде слушают ее, раскрыв рты, поражаясь гармоничной слитностью поэзии самой Раисы Дерикот и с костюмом, и с народной песней, и с характером Раисы Ефремовны, открытым, прямым и душевным.

Поэзия ее непритязательна, но глубока и искренна, выражающая душу поэта и находящая отзыв у читателей и слушателей.

Облик поэтессы - человека совестливого, скромного и доброго - органично сливался с ее негромкой, но глубоко человечной лирикой. Конечно же, поначалу не все ладилось у нее с техникой стиха. Но Рая училась быстро и цепко, на своих и на чужих удачах и просчетах, а потому довольно скоро сложилась как поэт. Именно здесь, на требовательных, но доброжелательных литературных разборах сформировалось у нее бережное отношение к слову, та вместительная краткость и точность образа, которым можно было научиться и у Алексея Прасолова, и у Михаила Тимошечкина.

Она с усмешкой вспоминала, как один маститый воронежский поэт очень неохотно снизошел до того, чтобы выслушать стихи простушки-провинциалки, и как был удивлен и поражен прослушанным, зрелостью взглядов и искренностью интонации настоящего стихотворца. Позже очень многое дало для Раисы Дерикот творческое общение с воронежским поэтом Львом Коськовым, который помогал ей избавляться от случайного, балластного в стихах, публиковал ее произведения, помогал утвердиться. Она с благодарностью помнила это до конца дней своих.

Чем она подкупала людей? Оптимист и жизнелюб, Раиса не любила плакаться в жилетку. Умела сама терпеть и переносить боль, учила этому других. Была скромна, непритязательна, не могла похвастаться нарядами и украшениями и, кажется, ничуть не комплексовала по этому поводу.

Она учила чувствовать и ценить поэзию.

За свой счет ездила по деревням и заброшенным хуторам, отыскивала бабушек – народных умелиц, толковала с ними об украинских и русских национальных костюмах, срисовывала узоры вышивок. Умение сходиться с людьми у нее было феноменальным. Некоторые дарили ей дорогие их сердцу старинные рушники, подзоры, пояса, а то и женские расшитые костюмы, будучи уверенными, что у нее красота эта не пропадет, а станет достоянием всеобщим.

С каким увлечением, с каким знанием дела она толковала о русской и украинской национальной вышивке: что означает каждый узор, как можно по узору узнать, замужем ли его хозяйка или уже вдовствует, на что надеется и что любит, какое горе пережила. То есть целая повесть-судьба читается в узоре-вышивке для понимающего.

Со своей выставкой национальных костюмов и вышивок она бывала и в Воронеже, и в Кантемировке, и в украинском Рубежном. Да где она только не бывала – всегда была легка на подъем.

…Утрата человека всегда многомерна. Тем более – такого талантливого. И потому - многие поэты откликнулись на эту утрату душевными стихами, воспоминаниями. Вышел сборник «Судьбу благодарю», где помещены Раины стихи и воспоминания о ней Н.Корхова, О.Одинцовой, Г.Севрюкова, Ан.Цимбала, Н.Семерниной, П.Болотова.

А совсем недавно вышла книга избранных стихов Раисы Дерикот – лучший подарок ее друзьям и почитателям.

Родина - Россошь

Край мой воронежский, зори степные,
Яблони в белом цвету, как в снегу.
Край чернозёмный, частица России,
Я пред тобой в неоплатном долгу.

Край богатырский, хлеба золотые,
С гордостью имя твоё я ношу.
Край мой воронежский, сердце России,
Я для тебя и живу, и дышу.

Край мой раздольный, как песни Кольцова,
Плёсы донские, луга и поля,
Дом материнский и поле отцово,
Край мой Воронежский – гордость моя.

Р.Дерикот          



Скачать последнюю книгу

Посмертное издание всех произведений Раисы Дерикот.



Россошь на фото

Все фотографии →